Типичные ошибки составления ментальных карт

1.Созданные "ментальные карты" по сути, таковыми не являются поскольку

содержат неупорядоченные данные, что приводит к путанице ассоциаций, не связанных между собой. Если ключевые слова на интеллект-карте представлены не по порядку, и не отображают логических ассоциаций, то возникает просто сеть взаимосвязанных понятий. Использование такой «карты» не позволит быстро вспомнить необходимый учебный материал.

2.Используются сложные фразы или целые предложения. Ключевое слово воспринимается сразу в отличие от фразы текста. При чтении фразы и её последующей обработке затрачивается время для осознания смысла, анализа состава фразы и извлечения значимой информации. Помимо экономии времени слово, в отличие от предложения, воспринимается без контекста, без

предопределенной эмоциональной окраски и способствует рассмотрению центральной идеи ментальной карты (проблема, понятие, событие, явление) с различных точек зрения.

3. Порядок – не всегда служит признаком качества. Если нет времени, возможности разложить по полочкам возникающие в голове студента ассоциации, то в интеллект-карте возникнет сумбур, хотя чисто внешне порядок создания ментальной карты воспроизведён. Поскольку чаще всего такие ситуации возникают во время конспектирования лекций, то следует сначала потренировать студентов в создании ментальных карт при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы, разобрать возникающие сложности и только потом советовать составлять интеллект-карты в процессе лекции. Студентам следует также рекомендовать рассматривать написанные в ходе лекции интеллект-карты как черновики, которые необходимо доработать или переработать дома.

4.Студентыопускают руки при первой же неудаче. Если созданная интеллект-карта не учитывает какие-либо особенности темы и недостаточно структурирована, то её надо рассматривать в качестве черновика, на основе которого следует проводить коррекцию, добавления, исправления, совершенствования.

Можно рекомендовать организовать в группе соревнование по созданию лучшей ментальной карты по каждой теме. Созданные студентами качественные ментальные карты можно в дальнейшем использовать в качестве раздаточного материала на занятиях.

Составление ментальных карт - эффективная технология самостоятельной работы с текстом для студентов, для преподавателей помимо этого может использоваться при подготовке лекции, семинара.

Хотя рисование интеллект-карт вручную предпочтительнее необходимо иметь в виду, что существуют Электронные менеджерыментальных картhttp://freemind.sourceforge.net/wiki/index.php/Main_Page



Бесплатный вариант– FreeMind .

MindMapping — учимся мыслить и излагать свои мысли.pdf, 694 Кб

Имеется также Сервис созданияментальных карт SpiderScribe.net

Бесплатный (в бета-версии) веб-сервис для создания ментальных карт, организации мозгового штурма — SpiderScribe.net

Интерфейс на английском языке, но сервис очень прост в использовании и позволяет создавать карты за считанные минуты.

После регистрации доступна доска со всеми необходимыми для творчества функциями:

· возможен обмен картами онлайн

· можно поделиться вашей картой или совместно создавать ментальную карту со студентами. Предоставьте права на просмотр или редактирование карты

· редакторы могут изменять карту (пользователь должен быть зарегистрирован в SpiderScribe.net), читатели могут просматривать карты.

Образцы созданных преподавателями и студентами ментальных карт по медицине можно увидеть на сайте Красноярского государственного медицинского университета: krasgmu.ru/index.php?page[common]=socium&id=32

Приведём для сравнения интеллект-карту, выполненную вручную по теме «Что вы получите, пользуясь ментальными картами» и подготовленную с помощью электронного менеджера по теме «Применение интеллект-карт»

Примеры ментальной карты

Рис. Что вы получите, пользуясь ментальными картами

Рис. Применение интеллект-карт

Проверьте себя!

1. «Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом» (А. Франс). Какие виды творческих заданий вы применяете в своей деятельности?

2. Какой вид творческого задания целесообразно рекомендовать слабоуспевающему студенту для создания «ситуации успеха»?

3. Объясните, почему изготовление наглядных пособий рассматривают как вид творческой работы студентов.

4. Как Вы полагаете, имеет ли смысл давать студентам в качестве задания на производственную практику поиск проблем, которые могли бы стать основой ситуационной задачи по темам будущих занятий?



Задания для самостоятельной работы

№№ Виды учебной деятельности слушателей Продукт аттестации
1. Составление перечня творческих заданий по дисциплине Перечень творческих заданий по дисциплине
2. Составить синквейн по дисциплине Синквейн
3. Разработать сочетание разных видов творческих заданий для самостоятельной работы студентов на практическом занятии. Проведение фрагмента занятия


tipovie-formi-rasstrojstv-sistemi-vneshnego-dihaniya.html
tipovie-grafiki-vipolneniya-krvkr.html
    PR.RU™