Типичные ошибки при разработке программы.

Среди ошибок, допускаемых педагогами при разработке программы, наиболее типичными являются следующие:

Ø слишком большое или необоснованно ограниченное количество целей и задач (что может свидетельствовать либо об их непродуманности, либо о формализме);

Ø подмена целей задачами (путаность между процессом образовательной деятельности и ее результатом);

Ø выделение только узкопрофессиональных целей (что предполагает недооценку воспитательной роли дополнительного образования, отношение к нему только как к техническому процессу);

Ø замена целей педагогическими идеями и принципами (например, целью работы детского объединения декларируется «создание условий для сознательного самоопределения учащихся»);

Ø слишком широкое обобщение целей, их абстрагирование от данного вида деятельности (например, «всестороннее развитие личности ребенка»);

Ø «размельчение» задач на отдельные технологические части, либо, наоборот, их неоправданное расширение до неконтролируемых объемов.

Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо помнить, что цель — это идеальный конечный результат деятельности, она должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень ее достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики). А в задачах должны быть различимы пути реализации целей.

Возможна такая методика целеполагания: чтобы правильно сформулировать цели, нужно представить себе воспитанника «на выходе» из детского объединения; но не просто как танцора, музыканта, инженера или спортсмена, а как полноценную личность — с развитыми творческими способностями, сформулированными профессиональными умениями и социально значимыми личностными качествами. Затем охарактеризовать ребенка по определенным параметрам — личностным, профессиональным и общекультурным и составить словесный «портрет» выпускника.

Литература

1. Березина В.А. Дополнительное образование детей в России – М., 2007 г.

2. Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу 1999г.

3. Буйлова Л.Н. Как разработать авторскую программу, 2001г – М, 2001 г.

4. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования – Волгоград, 2009 г

5. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования – М., 2006 г., школьная пресса

6. Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г № 06-1844 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»



7. Приказ № 1008 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013.

Приложение 1

Аспекты содержания пояснительной записки Маркеры
1. Актуальность разработки программы · Актуальность данной проблемы возрастает в связи с ..., связанными с ... · В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования ... относятся ... · В связи с ... большое значение приобрела проблема ... · Интерес к вопросам обучения ... обусловлен ... · Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы ...
2. Причины разработки программы · Необходимость разработки программы ... обусловлена несоответствием действующих ... и требований ... · Причины разработки программы ... заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса таких, как ... · Необходимо отметить, что существующий учебный процесс характеризуется рассогласованием между необходимостью ... и недостаточной ... · Разработка программы, обусловлено тем, что ...
3. Особенности программного материала · Специфика данной программы дополнительного образования детей обусловлена ... · Особенность данной программы состоит в ... · Программа ... ориентирована на применение широкого комплекса ... · Отличительными чертами данной программы являются ... · Особый акцент в программе сделан на использование ..., что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. · Предлагаемая программа является ... Она построена на основе ... · Нами переработаны авторские материалы ... (8), являющиеся основанием данной программы.
5. Адресат · Программа адресована ..., а также может быть частично использована в учреждениях дополнительного образования. · Программа рассчитана на обучение ...
6. Соответствие нормативной базе · Данная программа построена в соответствии с Закона РФ «Об образовании», · Примерным требованиям к программам дополнительного образования детей (письмо Министерства образования Российской Федерации от 11.12. 2006 г. № 06-18-44). · Приказом № 1008 об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013).
7. Требования к знаниям и умениям учащихся · В результате изучения курса обучающийся должен знать основные понятия ..., этапы развития ..., принципы организации ...; понимать вопросы ...; уметь использовать ..., применять способы ..., решать ..., проводить ..., пользоваться ..., владеть культурой ...
8. Целевая установка · Данная программа имеет цель ... 1. формировать систему ...; 2. совершенствовать умения ...; 3. развивать творческий подход к ...; 4. создать основу для понимания ... (скоординировать ..., определить ..., упорядочить ..., систематизировать ..., углубить понимание ...). · Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: ... · Основные задачи программы заключаются в следующем: ...
9. Структура программы · Графическая форма представления программы в виде взаимосвязанных блоков (или модулей) в соответствии с логикой поставленных задач. · В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: 1. «..........»; 2. «..........»; 3. «..........». · В программе освещаются следующие темы (разделы, вопросы, проблемы): ... · Программа ... включает следующие разделы: ...
10. Формы организации учебного процесса · Программа предусматривает проведение традиционных занятий, (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих занятий, диспутов и др.).
11. Взаимосвязь коллективной и самостоятельной работы учащихся · Особое место в овладении содержанием программы отводится самостоятельной работе по ... · Для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы ... · В ходе прохождения программы воспитанники посещают занятия, участвуют в семинарах..., занимаются индивидуально ...
12. Итоговый контроль · Оценка знаний и умений воспитанников проводится с помощью итогового теста, который включает ... вопросов (заданий) по основным проблемам.
13. Объем и сроки изучения · Программа ... общим объемом ... часов изучается в течение ...). · Программа включает … теоретических занятий и …. практических занятий



Приложение 2

ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Нормативно-правовой аспект.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

- в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

- в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2).

Содержание дополнительных образовательных программ.

Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

- обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

- формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;

- интеграцию личности в национальную и мировую культуру;

- формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

- воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество; образования своих выпускников несет образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона.

Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:

- достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов;

- соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);

- направленностям дополнительных образовательных программ;

- современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т.д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);

быть направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;

- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья ребенка;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Структура программы дополнительного образования детей

Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку.

3. Учебно-тематический план.

4. Содержание изучаемого курса.

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

6. Список литературы.

Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей

1. На титульном листе рекомендуется указывать:

- наименование образовательного учреждения;

- где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа;

- название дополнительной образовательной программы;

- возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа;

- срок реализации дополнительной образовательной программы;

- ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы;

- название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная образовательная программа;

- год разработки дополнительной образовательной программы.

2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть:

- направленность дополнительной образовательной программы;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цель и задачи дополнительной образовательной программы;

- отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ;

- возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы;

- сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы определения их результативности;

- формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).

3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать:

- перечень разделов, тем;

- количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.

4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через:

- краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий).

5. Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей:

- обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.);

- рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.;

- дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.

6. Список использованной литературы.


tipovedenie-v-uchyobe-i-prepodavanii.html
tipovie-dinamicheskie-zvenya-klassifikaciya.html
    PR.RU™