Типы взаимоотношений между соц. работником и клиентом.

Типы взаимоотношений между социальным работником и клиентом: 1) сотруднический тип взаимодействия характеризуется объективным знанием опорой на лучшие стороны друг друга, адекватностью их оценок, гуманным, доброжелательным, доверительным и демократическими взаимоотношениями; активностью обеих сторон, совместно осознанными и принятыми действиями, положительно взаимным влиянием друг на друга. 2) диалоговое взаимодействие предполагает равенство позиций партнѐров, уважительное, положительное отношение взаимодействующих. 3) В основе соглашения лежит договорѐнность взаимодействующих сторон об их роли, позиции и функции в конкретной деятельности. 4) Опека – это забота одной стороны о другой. 5) Подавление – тип взаимодействия, который проявляется в пассивном подчинении одной стороны другой. 7) Конфронтация – открытая неприязнь друг к другу или одной стороны по отношению к другой, противоборство, противопоставление, столкновение. 8) Конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой.

Рекомендации по взаимодействию специалистов и клиентов, ориентированному на построение субъект-субъектных отношений между ними.

1. Уместно использовать развитие личностных ресурсов клиента и навыков разрешения проблем. Необходимо помогать клиенту развитию процесса осознания, понимания собственного поведенческого выбора, наиболее оптимального и эффективного для данной личности. K таким ресурсам относятся: способность и возможность осуществлять оценку проблемной ситуации, сформированность позитивной Я-концепции (самооценки, самоуважения, само эффективности), способность самостоятельно контролировать свой поведенческий выбор, и ряд коммуникативных навыков: умение сопереживать, общаться, понимать окружающих и прогнозировать их поведение, повышение социальной компетентности, восприятия и оказания социальной поддержки.

2. Уметь свободно общаться с клиентами разных типов, разного уровня образования, разного возраста и социального положения.

3. Принимать во внимание мнения и точки зрения клиентов. Специалист должен уважать точку зрения другого человека, даже если она противоположная той которую придерживается специалист. Это послужит стимулом к самораскрытию и самовыражению клиента.

4. Уметь внимательно выслушать и понять собеседника. Умение слушать - очень ценное качество, которое помогает расположить к себе клиента, заинтересовать. Это умение помогает правильно построить общение между специалистом и клиентом, способствует установлению доверительных отношений, возникновения контакта при взаимодействии.



5. Уметь наблюдать за клиентом. Информация, полученная таким образом, очень ценная для специалиста. Наблюдая за клиентом, можно понять, насколько он заинтересован в решении проблемы, какие отношения складываются при взаимодействии со специалистом, насколько эффективно общение и многое другое.

6. Уметь активизировать пассивных клиентов и занять их. Иногда пассивные клиенты просто не могут высказаться по причине своей застенчивости, и задача специалиста состоит в том, чтобы создать обстановку, в которой застенчивый клиент мог бы выразить свою точку зрения. Иногда пассивность является следствием не заинтересованности клиента, ненужности для них данной информации. В этой ситуации специалисту следует выяснить, какой аспект обсуждаемой проблемы наиболее актуален для клиента, и изменить ход взаимодействия в соответствии с полученным ответом.

7. Необходимо активизировать участие клиента в процессе принятия решения проблемы - это возможность выразить свою точку зрения, быть услышанным и поможет занять роль эксперта при решении проблемы. Это - процесс, который помогает специалисту и клиенту, - не только услышать мнения и пожелания друг друга, но и выстроить систему партнерских взаимоотношений, организовать совместную работку и добиться высокого уровня ответственности за решения, которые принимаются совместно.

8. Уместно использовать в своей работе процесс переговоров, направленный на создание устойчивых доброжелательных и конструктивных рабочих отношений, предусматривающий анализ проблем клиента.

9. Уместно на первых ступенях установления отношений специалисту временно отказаться от рассмотрения проблем, не связанных с актуальным кризисным состоянием своего партнера. Умение сосредоточить внимание только на событии, послужившем поводом к собеседованию, проследить его в развитии указывает на способность специалиста внутренне структурировать встречи и разговоры.



10. Уместно при формулировании проблемы клиентом, специалисту вносить определенные комментарии. Если клиенту все же не удается самостоятельно конкретизировать проблему или это сделать трудно, можно предложить ему свою гипотезу (видение проблемы), с тем чтобы он высказал собственную точку зрения или что-то внес в нее от себя. Чем более конкретным, прочувствованным будет вариант позитивного реагирования клиента на свою ситуацию при формулировании им своих проблем, тем больше шансов, что он действительно захочет изменяться.


tipologiya-psihicheskogo-razvitiya-detej-pri-perehode-ot-doshkolnogo-k-mladshemu-shkolnomu-vozrastu.html
tipologiya-rannego-feodalizma-v-evrope.html
    PR.RU™