Типы угловых ящечных соединений.

Угловое серединное соединение брусков на шип «ласточкин хвост» может быть несквозным, проходящим на половину толщи­ны бруска, и сквозным. Длина шипа составляет 0,3...0,5 ширины присоединяемого бруска, угол наклона шипа — 10°. Угловое соединение в паз и гребень несквозной обеспечивает правильное расположение деталей при сборке столярных изделий. Длина гребня должна быть 0,3...0,5 толщины бруска. Соединение рекомендуется располагать от торца бруска с пазом н а расстоянии не менее 10 мм.

Угловые ящичные соединени (рис. 3.4) на шип прямой открытый, на шип «ласточкин хвост»

открытый и полупотайной имеют высокую прочность. Толщина прямых открытых шипов 6... 16 мм. Толщина шипов «ласточкин хвост» в широкой части составляет 0,85 толщины бруска, угол наклона шипа — 10°. Шипы должны располагаться от кромки бруска на расстоянии не менее 0,75 его толщины.

Угловые ящичные соединения на шкант открытый и несквоз­ной имеют небольшую площадь склеивания, поэтому такие со­единения следует применять в тех случаях, когда основные на­грузки на шканты работают не на растяжение, а на срез. Диаметр шкантов 8 и 10 мм, длина 30...40 мм. Шканты изготовляют из цилиндрических заготовок твердых лиственных пород. Чтобы клей при установке шканта не сходил с его поверхности, шкант делают рифленым, а на торцах по окружности снимают фаски. Для рифления поверхности шкан­та применяют специальный калибр, через который ударом молотка прогоняют круглые заготовки определенного диаметра (рис. 3.5).

В соединениях на несквозной шип этот шип должен не дохо­дить до дна гнезда или проушины на 2 ... 3 мм. В настоящее время вместо шкантов при изготовлении ящиков используют шурупы – саморезы. На малых предприятиях склеивание брусков пластями и кром­ками в блоки и приклеивание раскладок на кромки щитовых эле­ментов производят как холодным, так и горячим способом.

Отделка древесины.

При выборе вида и способа отделки мебельных изделий необ­ходимо учитывать специфические свойства древесины, из кото­рой изготовляют эти изделия. Строение и свойства древесины на­ходятся в прямой зависимости от ее породы и местности, где она произрастала. При определении вида отделки учитывают порис­тость древесины, ее твердость, структуру, цвет, влажность, а так­же наличие в ней смолы и дубильных веществ. Различают отделку прозрачную, непрозрачную и имитационную.

При прозрачной отделке на поверхность древесины наносят прозрачное покрытие, что помогает сохранить цвет и текстуру древесины.



При непрозрачной отделке на поверхность древесины наносят непрозрачное покрытие (лаки и эмали, а также облицовочные материалы в виде пленок).

Имитационная отделка выполняется на малоценной породе древесины, на которой искусственно воспроизводят текстуру и цвет древесины ценных пород.

Отделка мебельных изделий улучшает их внешний вид, защи­щает от внешней среды.

При отделке применяют различные отделочные материалы.

Стадии технологического процесса отделки древесины для ме­бельных изделий приведены в табл. 9.1.

Подготовка поверхности древесины к отделке

Подготовку поверхности древесины к отделке подразделяют на столярную и отделочную (выполняется как под прозрачные, так и под непрозрачные покрытия).

Столярная подготовка.Эта подготовка включает в себя выпол­нение таких операций, как строгание, циклевание, заделка не­значительных дефектов на поверхности древесины и шпоне и шлифование. К незначительным дефектам относятся, например, небольшие трещины в шпоне и вырывы волокон в древесине, которые шпатлюют древесной мукой с клеем. Чтобы цвет шпат­левки совпадал с древесиной, ее подкрашивают.

При прозрачном покрытии шероховатость поверхности древеси­ны должна быть не ниже 32 мкм, при непрозрачном покрытии — 200...60 мкм. Перед непрозрачным покрытием у древесины выс­верливают сучки, заделывают их пробками, затем поверхность древесины строгают, фрезеруют и шлифуют на станках. Отделочная подготовка под прозрачную отделку.Эта подготовка включает в себя следующие операции: удаление ворса, обессмоливание, отбеливание, окрашивание, грунтование и порозаполнение. Шероховатость поверхности после отделочной подготовки должна быть не ниже 16 мкм.

Для удаления ворса поверхность древесины следует увлажнить. При увлажнении водой поверхность древесины многократно (не менее трех раз) увлажняют ею, а затем шлифуют. При увлажне­нии древесины растворами красителя или различных лаков ее ворс в результате набухания поднимается. Чтобы ворс при шлифова­нии древесины не приглаживался вновь, ему необходимо придать жесткость, для чего поверхность перед шлифованием увлажняют 3...5%-ным раствором столярного клея или дисперсией ПВА в теп­лой воде. При отделке древесины полиэфирными лаками ворс не удаляют, так как эти лаки не вызывают заметного набухания дре­весины. Древесину шлифуют на станках шкуркой № 6... 8.



Обессмоливание производят при отделке древесины хвойных пород. Объясняется это тем, что при наличии смолы ухудшается сцепление (адгезия) лаков с поверхностью, а в результате зати­рается шлифовальная лента при шлифовании. Для обессмолива- ния поверхности применяют 25%-ный водный раствор ацетона, 5...6%-ный водный раствор кальцинированной соды или смесь этих растворов в соотношении 1 :4. Эти составы в подогретом виде наносят щеткой на поверхность древесины и после растворения смолы смывают теплой водой или слабым раствором кальцини­рованной соды.

1-й состав 2-й состав

Перекись водорода 20%-ная 100 100

Жидкое стекло 10...50 —

Аммиачная вода — 10

Лучшее отбеливающее средство — перекись титана, которая безвредна и пригодна для отбеливания древесины всех пород. От­беливание выполняют щеткой или тампоном, нанося слой ра­створа на поверхность древесины и затем смывая его теплой во­дой после нескольких минут выдержки.

Для одновременного отбеливания и обессмоливания служат составы, содержащие соответственно отбеливающие и обессмоливающие вещества. Например, один из составов на 1 л воды со­держит 30 г кальцинированной соды, 25 г поташа и 60 г хлор­ной извести. Состав смывают 2 —3%-ным раствором соляной кис­лоты.

Окрашивание древесины производят для придания ей новой ок­раски и сохранения ее текстуры. Различают окрашивание водора­створимыми красителями, пигментное («сухое») и подкрашен­ными жидкими грунтовками.

Из водорастворимых красителей применяют анилиновые (мо­рилки) и протравные (водные растворы солей железа, меди, хро­ма и марганца). Действие последних основано на окрашивании древесины в результате химического взаимодействия красителей с дубильными веществами древесины.

Водорастворимыми красителями древесину окрашивают вруч­ную, окунанием, пневматическим распылением и вальцами.

При окрашивании вручную окрашиваемую поверхность сма­чивают водой, а потом — раствором красителя кистью, тампоном или поролоновой губкой. Затем древесину насухо протирают су­хим тампоном вдоль волокон.

При окрашивании методом окунания детали навешивают на подвески и погружают в ванну с раствором. После извлечения из ванны краситель свободно стекает с деталей и протирки не требу­ет. Так красят в основном стулья и точеные детали.

При окрашивании пневматическим распылением раствор кра­сителя на поверхность древесины наносят краскораспылителем. Излишки красителя снимают с поверхности тампоном. Расстоя­ние от сопла краскораспылителя до поверхности 250...350 мм, диаметр отверстия сопла 1,5...2 мм.

Окрашивание вальцами выполняют на станках, предназначен­ных для нанесения клея. Для равномерного окрашивания вальцы обертывают поролоном. Скорость подачи заготовки 6... 12 м/мин.

После окрашивания водорастворимыми красителями заготов­ки сушат в условиях цеха или в камерах с принудительной цирку­ляцией воздуха (конвективная сушка). Продолжительность сушки в условиях цеха при температуре 18... 23 °С — не менее трех часов, в конвективной сушильной камере при температуре 45...50°С — 10 мин, при температуре 80...85°С — 5 мин. При окрашивании водорастворимыми красителями глубина крашения составляет обычно не более 0,5 мм.

Пигментное («сухое») окрашивание — это покрытие поверх­ности древесины растворенными в воде до определенной концен­трации пигментами.

Окрашивание древесины подкрашенными грунтовками пред­назначено для одновременного поверхностного окрашивания и грунтования, что обеспечивает равномерное окрашивание древе­сины без поднятия ворса.

Грунтование и порозаполнение позволяют значительно сократить расход лака и эмали, улучшить качество отделки. Перед покрыти­ем изделия лаком его грунтуют. Лакокрасочная промышленность выпускает готовые к употреблению составы для грунтования (НК, БНК и др.) В грунты по мере необходимости добавляют порошок пемзы, мел, тальк, каолин, трепел, древесную муку или пигмен­ты для подкрашивания грунта под цвет древесины.

При отделке спиртовыми политурами поверхности огрунтовывают 3... 5%-ными политурами или нитролаками. Нанесенный там­поном тонкий слой политуры или нитролака сушат в течение 5…10 мин, а затем шлифуют вручную шкуркой № 5, 6. Огрунтовывание производят не менее двух раз с промежуточным шлифо­ванием.

Грунтовки наносят на древесину пневматическим распылени­ем, вальцами и обливом. Пневматическим распылением наносят грунтовку вязкостью (30 ± 5) с по вискозиметру ВЗ-4. Распыление производят на расстоянии 250...400 мм от поверхности. Вальцами грунтовку наносят на станках. Скорость подачи заготовок 8…12 м/мин. Для нанесения грунтовок обливом применяют лаконаливные машины. Грунтовку наносят один раз.

После нанесения грунтовки изделия сушат и шлифуют. При отделке масляными эмалями поверхность древесины грун­туют олифой. Грунтование и порозаполнение полиэфирным ла­ком применяют редко, так как он образует толстые покрытия с малой усадкой.

Порозаполнители поставляются обычно в виде двух компонен­тов: раствора пленкообразователя и наполнителя. Перед употреб­лением компоненты смешивают, так как суспензия порозаполнителей неустойчива: при хранении образуется плотный трудно­растворимый осадок в результате расслаивания порозаполнителя. Порозаполнители могут быть бесцветными или подкрашенными. Наибольшее применение получили порозаполнители КФ-1, КФ-2, ПМ-11, ЛК.

Порозаполнители наносят на поверхность древесины так, что­бы порошок-заполнитель заполнил поры древесины. Порозаполнитель наносят вручную тампоном, шпателем или вальцами. По­розаполнители вуалируют (закрывают) текстуру древесины, по­этому излишки их необходимо снимать и протирать поверхность.

Для нанесения вальцами применяют специальные станки.

Отделочная подготовка под непрозрачную отделку.Такая отдел­ка включает в себя операции обессмоливания, грунтования, мест­ного и сплошного шпатлевания.

Обессмоливание производится так же, как и при подготовке поверхности древесины под прозрачную отделку.

Для грунтования применяют грунтовки с пигментами, соот­ветствующие цвету основного лакокрасочного материала. Для не­прозрачной отделки используют казеиновые, масляные, нитро- целлюлозные, глифталевые грунтовки и пинотексы.

Местное шпатлевание производят густыми шпатлевками или замазками. Шпатлевку наносят шпателями и кистью два или три раза, так как она дает большую усадку при высыхании. После того как шпатлевка просохнет, ее шлифуют.

Сплошное шпатлевание выполняют для выравнивания всей по­верхности древесины и окрашивания ее в одинаковый цвет. Сплош­ное шпатлевание производится пневматическим распылением, обливом[14] и вальцами на станках. Зашпатлеванная поверхность должна быть ровной, без пропусков и подтеков шпатлевки. Основными видами операций при нанесении прозрачного по­крытия являются лакирование и столярное (чистое) полирова­ние, а также грунтование, шлифование, создание смоляной пленки и удаление масла.

Лакирование.В настоящее время основным способом достиже­ния прозрачной отделки является нанесение на поверхность дре­весины лака, или лакирование. Для лакирования используются самые разные лаки и способы их нанесения.

В современной практике наиболее часто применяются нитроцеллюлозные лаки, которые дают прочную, эластичную, достаточ­но атмосферостойкую, быстросохнущую пленку. Нитролаки под­разделяются на три группы: лаки горячего нанесения (при темпе­ратуре 70...75°С) — НЦ-223, НЦ-225, лаки холодного нанесения (при температуре 18...23°С) - НЦ-216, НЦ-218, НЦ-221, НЦ- 222, НЦ-224, НЦ-296 (бывший НЦ-316) и лаки, дающие мато­вую пленку, — НЦ-49, НЦ-243. До рабочей вязкости нитролаки доводят растворителем № 646, за исключением лака НЦ-223, для которого применяют растворитель РМЛ-315. Все перечисленные нитроцеллюлозные лаки можно наносить на поверхность изде­лий кистью, тампоном или методом пневматического распыле­ния. Лак НЦ-243 можно наносить и обливом. Лаки наносят 2...3 раза с промежуточной сушкой и сухим шлифованием шкуркой № 5 и 6.

Масляные лаки образуют прочную, эластичную, атмосферо­стойкую, но недостаточно декоративную пленку с сильным блес­ком. Из масляно-смоляных лаков сейчас используют пентафталевые лаки ПФ-231, ПФ-283 (бывший 4С). Лак ПФ-231 — светлый, образующий прочное глянцевое покрытие, высыхающее медленно, при температуре 18...23°С. Хорошо наносится как кистью, так и методом распыления. Отделка сводится к нанесению на поверхность 2... 3 слоев лака преимущественно кистью. Сохнет 8... 48 ч. Лак хорошо растекается, если его слегка подогреть. К полиэфирным лакам, широко применяющимся в мебельной промышленности, относятся ПЭ-246, ПЭ-265, ПЭ-251Б.

Лаки наносятся при отделке изделий в электрическом поле высокого напряжения; применяются для отделки щитов, облицованных шпоном ценных пород, и брусковых изделий.

Полиуретановые лаки обладают хорошей водостойкостью, атмосферостойкостью и износоустойчивостью. По своим свойствам он и близки к полиэфирным, а по некоторым показателям и превосходят их. Известны лаки марок УР-2112М и УР-2124М, которые наносят наливом и распылителем. Количество слоев лака устанавливают в зависимости от категории отделки. Расход лака — 110... 150 г/м2.

К инструментам, устройствам и машинам для лакирования относятся кисти и тампоны, пневматические распылители, а также распылители, вращающиеся в электрическом поле высокого напряжения, лаконаливные машины и др. При малых объемах работ (например, в учебных мастерских) лак наносят ручными инструментами — кистью (щетинной или волосяной) или тампонами.

Виды кистей для нанесения и разравнивания лаков приведены на рис. 9.1. При лакировании кисть окунают в сосуд с лаком и наносят лак на отделываемую поверхность вдоль волокон древесины, в несколько слоев, с промежуточной сушкой между ними (рис. 9.2, а).

Тампон делают из мебельной ваты или вязальной шерсти, за­вернутой в шерстяную или полотняную ткань. При лакировании тампоном вату или шерсть тампона смачивают лаком и наносят на поверхность вдоль волокон древесины (рис. 9.2, б). При использовании пневматического распылителя лак распы­ляют с помощью сжатого воздуха. При работе распылителем фа­кел распыления должен быть направлен перпендикулярно к отде­лываемой поверхности (рис. 9.3). На узкие поверхности лак нано­сят вдоль волокон, на широкие — перекрестно. При нарушении режимов пневматического распыления лака могут появиться сле­дующие дефекты — шагрень, неравномерная толщина покрытия, пузырьки воздуха в покрытии, пропуск лака и подтеки. Лакирование с помощью пневматического распылителя позво­ляет улучшить качество отделки и увеличивает производительность труда. Недостатком является большая потеря отделочных материа­лов (15...70%), а также обязательное наличие распылительных кабин, снабженных вытяжной вентиляцией и фильтрами.

Для нанесения лака способом облива (при отделке плоских плит) применяются лаконаливные машины (рис. 9.4), которые дей­ствуют следующим образом.

Вытекающая из наливной головки 3 плоская струя лака по­крывает равномерным по толщине слоем плиту 2, подаваемую под струю конвейером 1. После прохождения плиты струя попада­ет в лоток 6, откуда сливается в бак-отстойник 5 для очистки от пузырьков воздуха, и насосом 4 перекачивается снова в наливную головку. Таким образом, образуется замкнутая система циркуля­ции рабочего материала.

На некоторых лаконаливных машинах можно отделывать не только пласти, но и кромки плит. Для этого плиту кладут на кон­вейер таким образом, чтобы лакируемая кромка плиты находи­лась под углом 60...65° к лаковой завесе. Сейчас созданы специ­альные машины с узкой лаковой завесой для отделки кромок.

Лакирование с помощью лаконаливных машин увеличивает производительность труда, снижает потери отделочного материа­ла, сокращает время отделки и улучшает условия труда (нет туманообразования).

Для лакирования точеных и объемных криволинейных дета­лей, имеющих обтекаемую форму без внутренних углов, их по­гружают в ванну с лаком, затем извлекают из нее и выдерживают для стекания лака, потом сушат. Для этого применяют лаки вяз­костью 300...400 с по вискозиметру ВЗ-4 с содержанием сухого остатка 42...45%, а также обычные лаки, например лак НЦ-221 вязкостью до 100 с и с содержанием сухого остатка до 24 %.

Лакирование с помощью вращающегося распылителя в элект­рическом поле высокого напряжения по сравнению с лакированием с помощью пневматического распылителя позволяет сократить расход лака почти в два раза. В этом случае распыленные частицы лака, попадая в электрическое поле, достигают поверхности ок­рашиваемого изделия и оседают на ней. Электрическое поле со­здается между отрицательно заряженным распылителем и поло­жительно заряженным изделием. Частицы лака двигаются по си­ловым линиям электрического поля от минуса к плюсу. На изде­лие предварительно наносят токопроводящие грунтовки. Лакиро­вание в электрическом поле высокого напряжения применяется для отделки брусковых изделий: кресел, стульев, решеток и т.п.

Для лакирования плоских поверхностей деталей используются вальцы. Нанесение лака вальцами аналогично нанесению клея. Валь­цы покрывают резиной, стойкой к действию растворителей, со­держащихся в лаке. Регулирование давления наносящего вальца на поверхность детали дает возможность наносить лак тонким слоем.

В настоящее время широкое применение для прозрачной отдел­ки получили составы «Пинотекс», изготовляемые на основе алкидной смолы. Эти составы применяют для одновременного окра­шивания, огрунтовывания и отделки поверхностей. Они бывают бесцветными и цветными. Особенность цветных составов в том, что они окрашивают древесину в новый цвет и не закрывают тек­стуру древесины. Применяют «Пинотекс» для отделки древесины из хвойных и лиственных пород для имитации их под ценные породы дерева. На отшлифованную поверхность наносят 2... 3 слоя состава с промежуточной сушкой не более суток при температуре 18...20°С.

Сушка (отвердение) лаковых покрытий происхо­дит за счет испарения из нанесенного лака растворителей и хими­ческого превращения пленкообразователя отделочного материала в твердое вещество. Очень важную роль при сушке играет темпера­тура.

При повышении температуры увеличивается скорость испаре­ния летучих растворителей, ускоряется процесс химических ре­акций. Различают сушку конвективную в камерах, где сушильным агрегатом служит нагретый воздух, омывающий отделочное по­крытие; терморадиационную, где сушильным агентом служат ин­фракрасные лучи, облучающие лак; аккумулированную теплотой, сущность которой заключается в предварительном нагреве отде­лываемой детали перед нанесением на нее лака. Деталь нагревают до 40... 80 °С в зависимости от вида применяемого лака.

Столярное (чистое) полирование.Этот вид полирования вклю­чает в себя следующие последовательно выполняемые операции: грунтование, шлифование, создание смоляной пленки (при по­лировании) и удаление масла. Полируют обычно изделия, выпол­ненные из мелкопористой древесины с красивой текстурой: оре­ха, красного дерева, карельской березы, палисандра, груши, кле­на, березы, ясеня, тополя и яблони. Полирование осуществляют с помощью политур — растворов твердых смол в спирте или дру­гих органических растворителях.

Полирование политурами — это сложный, трудоемкий про­цесс, который необходимо выполнять в сухом, светлом, теплом и чистом помещении при температуре 18...20°С.

Полирование рекомендуется выполнять тампоном. Для облег­чения скольжения тампона по полируемой поверхности его слег­ка смачивают растительным маслом (одна-две капли).

Грунтование.Его выполняют 12... 14%-ной шеллачной политу­рой (раствором шеллачной смолы в спирте), одновременно посы­пая поверхность древесины пемзовой пудрой, которая, смешива­ясь с политурой, равномерно распределяется по поверхности и заполняет поры древесины. Сначала рекомендуется обработать по­верхность древесины тампоном, смоченным политурой, затем на слой политуры посыпать пудру, чтобы она прилипла к ней и да­лее выполнять грунтование. Сначала грунтование выполняют без масла. Масло используют после того, как вся поверхность станет равномерно матовой, а тампон начнет прилипать к поверхности.

Заканчивают грунтование, когда вся поверхность станет блес­тящей, гладкой и не будет заметно пор, а также различных де­фектов. После грунтования производится выдержка или сушка изделия в сухом непыльном помещении при температуре 18... 20 °С не менее суток. После этого производится шлифование поверхно­сти промасленной мелкозернистой шкуркой.

Шлифование.Шлифование надо вести вдоль волокон древеси­ны без сильного нажима на поверхность. Отшлифованную деталь сушат в течение двух суток.

Создание смоляной пленки.Для создания зеркальной смоляной пленки необходимо произвести три последовательно выполняе­мые операции полирования (при необходимости четыре).

Первое полирование выполняют 8...10%-ной шеллачной поли­турой. Изделие (щит, деталь) укладывают на стол и протирают сухой тряпкой. После этого на тампон наносят политуру так, что­бы при легком нажиме на его рабочую поверхность политура вы­ступала на его поверхность. Проверяют тампон на отдельном об­разце: он должен оставлять быстро исчезающий влажный след по­литуры. Движение тампона при первом полировании заключается в том, что сначала проводят прямую линию, а по ней — зигзагооб­разную пересекающую линию. При этом необходимо тщательно по­лировать края изделия. Когда тампон начинает прилипать к поверх­ности, для его скольжения добавляют масло. При первом полиро­вании на поверхность наносят около 150 ласов (следов от тампона на поверхности). От этого поверхность становится гладкой, немно­го блестящей, без полос, пятен и незаполненных пор. Изделие пос­ле этого сушат в течение 12 сут при температуре воздуха 18... 20 °С.

Второе полирование выполняют только по хорошо высушенной предыдущей полировке. Новым тампоном с нанесенной на него политурой выполняют зигзагообразные движения с последующим возвратом тампона в виде петель через первые зигзаги. При вто­ром полировании наносят также около 150 часов до момента, когда полируемая поверхность приобретет ровный зеркальный глянец.

Изделие после этой работы нужно просушить 8... 10 сут в су­хом и теплом помещении.

Третье полирование выполняют более жидкой 8... 10%-ной по­литурой. Поверхность полируют в более быстром темпе и без масла. Тампоном оставляют на поверхности продольные и поперечные восьмерки вдоль поверхности, а затем — поперек. После третьего полирования должен получиться стойкий зеркальный глянец.

Четвертое полирование может быть необходимо только в случае удаления матовых участков на полируемой поверхности. Предва­рительно изделие сушат в течение 8... 10 сут, а затем приступают к полированию. Зеркальный глянец полированной поверхности без дефектов говорит о том, что работа закончена и можно при­ступить без выдержки к сушке. Следы масла в виде синего налета необходимо удалить. Делают это с помощью специальной сушки (выполировки).

Для выполнения сушки часто применяют 96%-ный спирт, но работать им надо осторожно, иначе он образует порчу («прожог») покрытия, в результате чего на поверхности появляются матовые пятна, которые удаляют повторным полированием.

Удаление масла.Для удаления масла из жидких составов ис­пользуют различные жидкие смеси: спирт с водой; политуру с соленой водой; политуру с водой и добавлением эфира, а также порошки (венская известь, мел и др.). В этом случае порошок на­сыпают на поверхность и протирают ветошью. Лучше, когда вначале используют жидкие смеси, а затем порошки. Полученная после снятия масла поверхность должна иметь зеркальный блеск.

Для получения матового покрытия (матирования) пленку с зеркальным блеском протирают мягкой щеткой или ладонью, покрытой тонким слоем пемзового порошка.

Для ускорения процесса столярного полирования применяют смешанное полирование, при котором поверхности огрунтовыва- ют нитроцеллюлозным лаком. После сушки поверхность покры­тия шлифуют и далее процесс ведут по технологии чистого сто­лярного полирования. Непрозрачная отделка древесины чаще всего применятся для предохранения изделий (например, дачной мебели) от воздей­ствия окружающей среды. Она заключается в нанесении на поверх­ность изделия окрасочных пигментированных непрозрачных ма­териалов, которые создают на поверхности покрытие, полностью скрывающее текстуру и цвет древесины. Основным требованием к покрытию является то, что оно должно обладать хорошей сопро­тивляемостью к механическим и атмосферным воздействиям, быть химически стойким.

Покрытие может быть получено нанесением на поверхность изделия нескольких слоев непрозрачной краски, нитроэмали, лака, закрывающего цвет и текстуру древесины, и других видов непроз­рачных покрытий. В целях снижения расхода краски для отделки применяют более дешевые, специально предназначенные для на­несения первого слоя грунтовки.

Получение более ровной поверхности перед непрозрачной от­делкой достигается шпатлеванием всей поверхности. При этом применяют более жидкую шпатлевку.

Для выравнивания местных глубоких неровностей (сколы, вмя­тины) применяют местное или сплошное шпатлевание. После высыхания местной и сплошной шпатлевок поверхность шлифу­ют и покрывают слоем непрозрачного лака или эмали.

Непрозрачные покрытия наносят на поверхность изделий из древесины хвойных и недорогих мягких лиственных пород, древесностружечных и древесноволокнистых плит.

При небольших объемах работ лакокрасочные материалы на­носят ручными инструментами — щетинными и волосяными ки­стями различных видов. Для получения сплошных непрозрачных покрытий применяют валики, которыми наносят краски и эмали на поверхность древесины.

Для получения многоцветного рисунчатого покрытия поверх­ность покрывают лаками или эмалями нескольких цветов с помо­щью трафарета.

Технология нанесения отделочных материалов при имитационной отделке древесины

Имитация под прозрачную отделку, при которой сохраняется текстура древесины, производится методами глубокой печати, аэрографии и ламинирования.


При использовании глубокой печати имитируют текстуру дре­весины по сплошному фоновому покрытию шпатлевкой. На фо­новое покрытие последовательно наносят не менее двух рисунков и цветов текстур с промежуточной сушкой с помощью печатных станков (рис. 9.5).

Рисунок текстуры древесины наносится на произвольно окра­шенную поверхность заготовок фоновым красителем, т. е. краси­телем, цвет которого должен совпадать с фоновым цветом ими­тируемой породы древесины. Имитацию текстуры древесины по сплошному фоновому по­крытию шпатлевкой на поверхности плит выполняют на поточ­ных линиях (рис. 9.6).

При использовании аэрографии рисунок наносится раствором красителя с помощью пневматического распылителя. Выходящий из сопла тонкий факел раствора обеспечивает возможность нане­сения рисунка имитируемой текстуры ценных пород (красное де­рево, орех, палисандр). Предварительно распылителем наносят общий фон, близкий по цвету имитируемой породе, а затем на­носят рисунок текстуры с последующей накладкой ее оттенков. При ламинировании материалы (обычно плиты) облицовыва­ются пленками на основе бумаги, на которую предварительно на­несен рисунок текстуры древесины. Бумага с нанесенным рисун­ком пропитывается смолой и, таким образом, получается пленка.

Пленки наклеивают разными способами. На основу наносят клей, поверх пленки укладывают ровный металлический лист и прессуют в течение 5... 8 мин. Более эффективен бесклеевый метод, когда плиты облицовывают пленками на основе термореактивных смол. Пленка прессуется при температуре 110...150°С, расплавля­ется и образует на основе твердое покрытие.

Поливинилхлоридные (ПВХ) пленки с тиснением или печа­тью, имитирующие текстуру древесины, приклеивают прокаты­ванием их через обжимные валики, нагретые до температуры 50….60°С. При облицовке самоклеющимися пленками их наносят с помощью простого накатывания на поверхность с одновремен­ным удалением защитной бумаги. Если надо получить тисненое покрытие, то для этих целей используют матрицу из стеклотка­ни, которая не приклеивается к пленке. В процессе горячего прес­сования матрица с рисунком оставляет на отделанной поверхно­сти тиснение.

Устранение дефектов отделки

При нанесении отделочных материалов на поверхность древе­сины и их сушке на покрытиях могут появиться самые разнооб­разные дефекты: волнистость, шероховатость, проколы, пузыри, кратеры, шагрень и т. п. Для устранения подобных дефектов по­крытия шлифуют, разравнивают и полируют (облагораживают).

Шлифование производят ручными шлифовальными машинами или на шлифовальных ленточных станках.

С помощью шлифования выравнивают поверхность древеси­ны, последовательно используя сначала шкурки № 4, а затем № 3. Направление движения шкурки должно совпадать с направлени­ем волокон древесины. При шлифовании нитролаковых покрытий применяют мокрое шлифование. В качестве охлаждающей жидко­сти применяют уайт-спирит или смесь уайт-спирита с керосином в равных частях. Жидкость наносят на шлифуемую поверхность. После шлифования поверхность протирают хлопчатобумажной ветошью.

Разравнивание применяют для растворимых покрытий (спирто­вые лаки, нитроцеллюлозные лаки и эмали). При ручном разрав­нивании шеллачных спиртовых покрытий тампон смачивают шел­лачной политурой. При разравнивании нитроцеллюлозных покры­тий тампон смачивают полировочным составом № 291, который слегка растворяет верхний слой покрытия. Вместо этих составов можно применять растворитель № 646 с добавлением 20...30%- ного этилового спирта и 3...5%-ного вазелинового масла.

Сначала покрытие разравнивают, двигая тампон поперек во­локон древесины до уничтожения волнистости, шероховатости и подтеков, а затем для уничтожения следов поперечного движения тампон двигают вдоль волокон древесины.

Чтобы ускорить процесс разравнивания нитроцеллюлозных покрытий, поверхность следует подвергнуть один раз мокрому шлифованию на станках.

Полирование покрытий выполняют для более тщательного вы­равнивания поверхности покрытия после шлифования или раз­равнивания, чтобы придать покрытию зеркальный блеск.


На производстве полиэфирные и нитроцеллюлозные покры­тия в основном полируют на ленточных шлифовальных станках, заменив шлифовальную шкурку лентой из специального сукна или ковра, или на барабанных полировальных станках с применением специальных дисков (рис. 9.7), используя специальные полиро­вочные пасты.

После полирования в цеховых условиях через 1...2 ч с полиро­ванных поверхностей удаляют остаточные масла на специальных станках, применяя жидкие составы: полировочную воду № 18, полирующий состав № 3, составы СП и «Полиш», а также слабые спиртовые растворы.

Полирование в учебных мастерских можно производить с по­мощью ручных дисковых шлифовальных машин, заменяя диски со шлифовальной шкуркой на диски из эластичных пенопластов или тканей. Вручную нитроцеллюлозное покрытие полируют там­поном, смоченным в нитрополитуре (НЦ-314). Однако лучшие результаты дает смесь нитрополитуры с 7%-ной шеллачной поли­турой в соотношении 2:1.

Полезные советы мебельщику

• Для определения влагоустойчивости лаковой пленки лак на­носят на стеклянную пластинку и сушат в горизонтальном поло­жении при температуре 18...20°С. После высыхания лака пластинку на 1/2 высоты погружают в стакан с водой и выдерживают в ней в течение 3 ч при температуре 18...20°С. После высыхания пленки сравнивают участок, подвергшийся воздействию воды, с остальной пленкой. Водонеустойчивая пленка изменит цвет, раз­мягчится и в дальнейшем отслаивается от пластинки.

• Избыток сиккатива ускоряет высыхание, но пленка красок или лака становится более хрупкой. Сиккативы взрывоопасны и токсичны. По возможности от них лучше отказаться.


tipologiya-gosudarstva-i-prava.html
tipologiya-gosudarstva-teoreticheskie-osnovi-i-znachenie-tipologii-osnovnie-istoricheskie-tipi-gosudarstva.html
    PR.RU™