Типы сотрудников в служебном общении

Исполнительская деятельность,отвлекаясь от ее пред­метных и профессиональных качеств, описывается семью психологическими характеристиками (шкалами):

а) целенаправленность – бесцельность;

б) мотивированность – незаинтересованность;

в) самостоятельность – зависимость;

г) организованность – стихийность;

д) ответственность – безответственность;

е) компетентность – некомпетентность;

ж) творчество – рутинность.

По этим шкалам можно составить психологические «про­фили»исполнителей и путем качественного анализа выде­лить наиболее типичные. Основными из них являются:

1)творческий тип исполнителя,самостоятельный, компетентный, ищущий;

2)сверхнормативный– целенаправленный, заинтересованный, организованный;

3) регламентированный(наиболее распространенный);

4)пассивный;

5)«преобразовывающий»указания руководителя;

6)низкомотивированный;

7)уклоняющийсятип исполнителя;

8) трудноуправляемыеисполнители– подчиненные. Среди трудноуправляемых служащих выделяют разновидности:

· ленивые:просто работают недостаточно;

· «злые»:«загрязняют» свои отношения с людьми раздражительностью и вызывающим поведением;

· беспомощные:так стремятся не потерпеть неудачи, что обязательно терпят неудачу;

· эмоциональные:слишком купаются в своих чувствах;

· аморальные:ради собственного удовольствия используют людей и системы и наносят им ущерб;

· занимающие оборонительную позицию:воздвигающие барьеры при малейшем намеке на перемены;

· ожесточенные: «носятся» со старыми обидами;

· уклоняющиеся:активно избегают света;

· бесчувственные:их не трогают окружающие;

· неумные: делают неверные или ограниченные умозаключения;

· самоуверенные: близки к тому, чтобы счесть себя непогрешимыми;

· запуганные: ограничивают свои потенциальные возможности, опасаясь неизвестно чего.

В научно-исследовательских учреждениях, как установ­лено, работники делятся на три категории:

Генераторы идей– 3%;

Активные эрудиты– 10%;

Ремесленники– 87%.

Генераторы идей– это люди, рождающие новые идеи. Их может осенить ночью, в праздники, во время обеда и т.п. Это благодаря им движется наука вперед. Провести водораздел между свободным и рабочим временем генера­тора идей невозможно. Особенности, которые присущи творческой личности:

· Открытость ума.

· Отсутствие конформизма.

· Напористость, склонность к самоутверждению.

· Стремление работать «по своему расписанию».

· Способность к напряженной работе в течение длительного времени.



· Желание и вкус к рассмотрению иррациональных идей, ко всему странному, необычному, «сверхъестественному».

· Склонность к работе с неясно определенными, запутанными и двусмысленными проблемами.

Активные эрудиты– это люди, подхватывающие чужие идеи и активно воплощающие их в жизнь. Это очень важ­ная категория людей, полная инициативы и оптимизма. С их помощью осуществляются грандиозные проекты.

Ремесленники– это люди, которые ждут постоянных указаний от руководителей и делают только то, что им ска­жут, если, конечно, они в состоянии это сделать. Выполняют они рутинную работу– машинопись, калькирование, курьерские функции и т. п.

Можно выделить четыре типа поведения человека в организации.

Первый тип поведения(преданный и дисциплинированный член организации) характеризуется тем, что человек полностью принимает ценности и нормы поведения, старается вести себя таким образом, чтобы своими действиями никак не вхо­дить в противоречие с интересами организации. Он искренне старается быть дисциплинированным, выполнять свою роль в соответствии с принятыми в организации нормами и формой поведения. Результаты действий такого человека в основном, зависят от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли. Для этих лю­дей руководство и подчинение представляют собой осознанную необходимость, в том числе вытекающую из чувства долга.

Второй тип поведения(«приспособленец») характеризуется тем, что человек не приемлет ценностей организации, однако старается вести себя, следуя нормам и формам поведения, принятым в организации. Он делает все по правилам, но его нельзя считать надежным членом организации, так как он, хотя и является хорошим и исполнительным работником, может в любой момент покинуть организацию или совершить действия, противоречащие ее интересам, но соответствующие его собственным. Для этих людей руководство или подчинение внутренне жела­тельны, приносят определенное удовлетворение (у руководите­лей это обусловлено возможностью проявить себя, продемонст­рировать собственную власть, получить наслаждение от этого ощущения; подчиненные освобождаются от необходимости ду­мать, принимать самостоятельные решения)



Третий тип поведения(«оригинал») характеризуется тем, что человек приемлет ценности организации, но не приемлет существующие в ней нормы поведения. В данном случае у него может быть много трудностей во взаимоотношениях с коллегами и руководством. В том случае, когда организация может отка­заться от устоявшихся норм поведения по отношению к таким ее членам и обеспечить им свободу выбора форм поведения, они могут найти свое место в организации, успешно приспосо­биться к организационному окружению.

Четвертый тип поведения(«бунтарь») характеризуется тем, что человек не приемлет ни норм поведения, ни ценностей орга­низации, все время входит в противоречие с организационным окружением и создает конфликтные ситуации. Необходимость определенного типа поведения для таких людей является вынуж­денной, внешне навязанной, что обусловлено как непонимани­ем важности, необходимости ценностей и норм поведения в орга­низации, так и отсутствием соответствующих навыков и при­вычек.

Интересную классификацию сотрудников предложил российский ученый В.М. Шепель:

· коллективисты –общительные работни­ки, активно поддерживающие общественные начинания;

· индиви­дуалисты –тяготеющие к персональной ответственности, само­стоятельности;

· претензионисты –работники, которым присущи тщеславие, обидчивость, желание находиться в центре внима­ния;

· подражатели –сотрудники, имитирующие чужие манеры и избегающие осложнений;

· пассивные –слабовольные работники, не проявляющие инициативы;

· изолированные –работники с несносным характером.

В книге «Общение с трудными людьми» Роберт Брэмсон выделяет следующие типы трудных людей, с которыми ему пришлось работать в различных фирмах:

· агрессист –говорящий грубые и бесцеремонные, зади­рающие других колкости и раздражающийся, если его не слушают. Как правило, за его агрессивностью скрывается боязнь раскрытия его некомпетентности;

· жалобщик –человек, охваченный какой-то идеей и об­виняющий других (кого-то конкретно или весь мир в це­лом) во всех грехах, но сам ничего не делающий для ре­шения проблемы;

· «разгневанный ребенок» –человек, относящийся к этому типу, по своей природе не зол, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под свой контроль. Напри­мер, начальник может вспылить, чувствуя, что его подчи­ненные потеряли к нему уважение;

· максималист –человек, желающий чего-то без промедле­ния, даже если в этот нет необходимости;

· молчун –держит все в себе, не говорит о своих обидах, а потом внезапно срывает зло на ком-то;

· «тайный мститель» –человек, причиняющий неприятно­сти с помощью каких-то махинаций, считая, что кто-то по­ступил неправильно, а он восстанавливает справедливость;

· «ложный альтруист» –якобы делающий вам добро, но в глубине души сожалеющий об этом, что может проявить­ся в виде саботажа, требования компенсации и т.п

Конечно, подобные характеристики работников –это абстрак­ция, ибо в каждом типе зафиксирована только одна черта харак­тера. Зато такая, которая в глазах окружающих перевешивает все остальные и способна отравить любую благожелательную атмо­сферу.



tipichnie-trudnosti-i-oshibki-roditelej-v-vospitanii-detej-tipi-semej.html
tipichnie-vozrastnie-osobennosti-razvitiya-organizma-cheloveka-v-period-obucheniya-v-shkole.html
    PR.RU™