Типы одиночества и выгорание

Примечание. * показана обратная шкала – чем меньше показатель, тем больше выгорание.

Синдром выгорания как личностная деструкция притупляет чувствительность не только к переживаниям других людей, но и к своим эмоциям. Это приводит к регрессии переживания одиночества как защите от страданий. Одинокие чаще стремятся избегать трудностей, «уходить от решения проблем», предпочитают осторожные стратегии поведения. Неодинокие отдают предпочтение проблемно–ориентированным и уверенным копинг–стратегиям. По мере выгорания одиночество все меньше причиняет страдание и перестает быть проблемой для личности. Трагедия одиночества в сочетании с психическим выгоранием состоит в невозможности эмоциональной сопричастности и душевной отдачи и как следствие – сохранении старых или построении новых близких и доверительных отношений с другими людьми.

Шкала одиночества (UKL)

Д. Рассели М. Фергюсон[7]

Вводные замечания

Ниже представлен адаптированный нами вариант, апробированный в разных профессиональных группах и прошедший содержательную валидизацию. В оригинальную версию нами добавлен 21 вопрос о семейной жизни. В практикуме А. О. Прохорова представлена данная методика в несколько другой модификации.

Инструкция:пожалуйста, укажите, как часто вы испытываете состояние, описанное в каждом нижеследующем пункте. Для этого обведите кружком балл для каждого пункта. Постарайтесь отвечать как можно более искренне.

Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается общий индекс одиночества как сумма ответов на все вопросы (прямые + обратные). Максимально возможный показатель одиночества – 63 балла. Высокая степеньодиночества от 43 до 63; средний уровеньодиночества от 23 до 43; низкий уровень одиночества– от 5 до 23 баллов.

«Ключ»

Обратные вопросы 1, 5, 6, 10, 15, 16, 19, 21. Прямые вопросы: 2–4, 7, 8, 9, 11–13, 14, 17, 18, 20.

Тайм–синдром как последствие информационного стресса в профессиональной деятельности

Теоретическое введение

Проблема управления дефицитом времени в деловой и личной жизни современного человека является актуальной и находится в центре внимания многих отечественных и зарубежных ученых, теоретиков и практиков, представителей различных научных школ и направлений [2–4, 6, 11–13, 15, 16, 19]. Один из экспертов по рационализации труда А. Макензи[9]опросил в течение своей консультационной деятельности тысячи менеджеров и пришел к следующим выводам – из ста менеджеров:



• лишь один имеет достаточно времени;

• десятерым требуется на 10 % больше времени;

• сорока менеджерам нужно 25 % дополнительного времени;

• остальным не хватает 50 % времени.

Успех каждого руководителя зависит не только от материально–экономических величин, но и от того, как он распоряжается самым ценным достоянием – временем. Таким образом, хорошее управление временем всегда было важным искусством. И сейчас это становится особенно важным: широкое распространение реструктуризации корпораций, ускорение изменений, информационные перегрузки, необходимость сбалансированости производственной и личной жизни давят на менеджеров, предпринимателей. Не каждый может с этой нагрузкой справиться. Часто приходится слышать такие фразы, что времени ни на что не хватает, ничего не успеваю, в сутках мало 24 часов, и т. п. Едва ли найдется человек, который не хотел бы успевать больше и при этом «не сгореть», т. е. уметь сохранять оптимальный уровень физической и психологической активности в течение всего дня.[10]

По мнению П. Друкера [18]: «Время – самый ограниченный капитал, и если не можешь им распоряжаться, не сможешь распорядиться ничем другим». Удачливые руководители обладают различными чертами характера и качествами, но одно качество объединяет их всех, они сознательно и системно используют свое время и освобождаются для выполнения истинно управленческих функций и для досуга. Решение нескончаемых управленческих задач стратегического и тактического характера практически целиком наполняет жизнь современного российского менеджера. В условиях современного общества умение эффективно организовывать время не просто полезно, а необходимо. От него зависит:

• достигнет ли менеджер своих целей в жизни;

• будет ли он укладываться в поставленные сроки;

• будет ли его работа продуктивной и приносящей удовлетворение или напряженной и разочаровывающей.



Отношение к времени и возможности его рационального использования во многом определяется индивидуальным временным горизонтом и поведенческой ориентацией человека.

Самоменеджмент, или тайм–менеджмент, – это организация субъектом собственной деятельности в виртуальной реальности, которая автономна и имеет свое время, пространство и законы существования. Управление психологическим временем предполагает использование технологий эффективной деятельности (мышления, памяти, творчества и пр.), когда за одно и то же физическое время делается существенно больше дел. Обычно же под тайм–менеджментом понимают повышение эффективности труда менеджера за счет рационального использования рабочего времени.

Перегрузка руководителя является следствием пересечения его многочисленных задач. Менеджер, как правило, должен решать сразу много вопросов. Следствие: неправильно выбираются приоритеты, второстепенные дела не перепоручаются (не делегируются), поведение менеджера, оказывается, слишком зависит от событий дня, он отвлекается на второстепенные дела.

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время.

Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни. Чем выше рабочие нагрузки и хуже развиты умения тайм–менеджмента, тем больше вероятность так называемых информационных стрессов.

В. А. Бодров [5] выделил три группы причин формирования информационного стресса.

1. Непосредственные, которые служат объективно неблагоприятным факторам информационного взаимодействия человека и техники, источником экстремальной рабочей нагрузки и «пусковым моментом», начальным этапом развития стресса.

2. Главные, отражающие индивидуальные особенности субъекта деятельности, которые определяют возможности возникновения состояния стресса у конкретного индивида, механизмы его регуляции и способы преодоления (купирования).

3. Сопутствующие, которые способствуют возникновению и проявлению непосредственных и главных причин стресса, а также предрасполагают субъекта деятельности к развитию у него этого состояния.

К непосредственным (информационным) причинам относятся:

1. Семантические (смысловые): высокая субъективная сложность задачи; высокая ответственность задания; опасность ситуации; недостаточный контроль за ситуацией; неопределенность (неизвестность) оперативной ситуации; непредсказуемость развития ситуации; частичный или полный неуспех деятельности; противоречивость информации и т. п.

2. Операциональные: дефицит информации; избыточность информации; большой объем информации; низкая вероятность поступления значимой информации; нарушения ритма поступления информации и т. п.

3. Временные: дефицит времени; большая длительность воздействия рабочей нагрузки; аритмичность предъявления информации; неопределенность времени (неожиданность) поступления сигнала ит.д.

4. Организационные: низкая объективная вероятность предъявления информации; объективная неопределенность момента предъявления информации; неправильный выбор необходимой информации; отвлечение внимания; пропуск сигнала; объективная сложность задачи; совмещенная деятельность и т. п.

5. Технические: отказ системы; блокировка сигнала; маскировка или искажение сигнала; ложная информация, интерференция сигналов; противоречие информационных признаков ситуации; несоответствие сигнальных признаков информации и т. п.

Управление дефицитом времени в профессиональной деятельности занимает одно из центральных мест в теории и практике тайм–менеджмента. Как самостоятельное научно–практическое направление тайм–менеджмент стал развиваться сравнительно недавно, и в связи с этим имеется дефицит как психодиагностических методик, так и технологий обучения эффективным стратегиям преодоления ситуаций с информационными и временными стресс–факторами. Ниже представлены методики, позволяющие определить навыки управления временем и особенности переживаний его дефицита.

Методическое обеспечение


tipi-predstavlenij-o-kontrole.html
tipi-privyazok-spisok-i-numerator.html
    PR.RU™